Уступающее руление двумя руками и скоростное руление двумя руками
Уступающее руление двумя руками
К сожалению, очень часто в автошколах уделяют мало внимания правильной технике руления. Особенности верного хвата рулевого колеса были рассмотрены выше. Теперь поговорим о действиях водителя, направленных на безопасное маневрирование.
Уступающее руление двумя руками — это сопровождение рулевого колеса при его самостабилизации; оно применяется на выходе из поворота.
На выходе из поворота машина, благодаря кинематическим свойствам рулевого управления и подвески, самостоятельно стабилизируется, выравнивая передние колеса в нулевое положение. Зачастую водители используют этот эффект, не утруждая себя в конце поворота сопровождать руль руками. Это приводит к тому, что передние колеса проскакивают прямое положение, и возникает ритмическое колебание в противоположную сторону. Водитель не ожидает такого и не всегда готов отреагировать на поведение машины, что иногда приводит к ДТП.
Когда машина возвращается на прямую после поворота, передние колеса самостоятельно встают ровно. Водители используют такой факт, отпуская на какое-то время руль и позволяя ему вращаться свободно. Грубейшая ошибка! Во-первых, это означает, что автовладелец на какое-то время теряет связь с автомобилем через руки и лишается огромной доли информации о его поведении. Во-вторых, колеса часто проскакивают положение прямо, особенно на скользкой дороге, что уводит машину в ритмичный занос. Поэтому ни в коем случае не отпускайте полностью руль после того, как завершили поворот. Постоянно придерживайте его одной или лучше двумя руками, силой хвата регулируя скорость обратного вращения - применяйте уступающее руление двумя руками.
Скоростное руление двумя руками
Скоростное руление двумя руками необходимо применять в основном тогда, когда требуется повернуть руль на большой угол (свыше 360°) за малый временной интервал.
Недостаток в скорости руления может стать причиной аварии. Малый угол поворота колес порой не уведет машину от помехи, которая внезапно появилась в нескольких метрах от переднего бампера. При заносе водитель, не владеющий приемами скоростного руления, своевременно не погасит начавшееся колебание, которое может перерасти в критическую фазу. В итоге автомобиль развернется. Из следующей главы можно будет узнать безопасное управление автомобилем: основы безопасного управления транспортным средством, рассмотрены принципы эффективного безопасного и экологичного управления тс.
Почти все автовладельцы с небольшим стажем вождения совершают характерную ошибку, поворачивая руль на большие углы: они перебирают руками на ободе рулевого колеса, несколькими последовательными рывками поворачивая его в нужную сторону. Это небезопасно и неэффективно, поскольку не дает нужной скорости, да и информативность (обратная связь от машины к водителю) также страдает. А в одной из следующих глав можно будет узнать опасный участок дороги - трогание и разгон: приёмы безопасности при трогании и разгоне на опасных участках дороги.
Еще один опасный момент может возникнуть, когда водитель, не имея навыка скоростного руления двумя руками и боясь потерять контроль над автомобилем и отпустить руль, доводит положение рук до скрещивания в нижнем секторе. При этом он практически не может изменить траекторию движения автомобиля, поскольку не хватает места для свободного перемещения рук.
При скоростном рулении двумя руками хват рулевого колеса изнутри также очень вреден, так как при быстром вращении пальцы упираются в спицы и не дают совершать дальнейшее движение по окружности. В этом случае существует опасность получить травму пальцев и кистей.
Как уже упоминалось, безопасный хват рулевого колеса — положение рук на 10 часов и на 2 часа. При повороте руля, например, вправо первое вращательное движение совершают обе руки, причем основную силу прикладывает правая, которая тянет руль вниз. Левая помогает до тех пор, пока не займет положение 2 часов. После этого правая рука отпускает руль, перехватывает его в верхнем секторе левее середины и движется дальше до положения 2 часов. Левая рука, которая в это время уже находится внизу, отпускает руль и перехватывает его в районе 10 часов. Таким образом, руль уже повернут на 270-300°, а руки заняли исходное положение. На подобное высокоскоростное действие у опытных водителей уходит 0,4-0,5 с.
Иногда приходится применять скоростное руление одной рукой. Это случается, когда необходимо одновременно поворачивать руль, переключать передачи и двигаться задним ходом. В такой момент водитель оборачивается назад через правое плечо. Естественно, что совершать руление приходится левой рукой. Маневр выполняется следующим образом. Рука занимает исходное положение — 12 часов, которое позволяет уверенно рулить в обе стороны. При правом повороте левая рука из исходного положения поворачивает колесо на 160-170°, затем через боковую сторону переворачивается таким образом, чтобы сохранять контакт с рулем в нижнем секторе тыльной стороной. Продолжая вращать руль, в районе 8 часов рука поворачивается обратно и нормальным хватом удерживает его, доводя вращение до 360° с возвратом в исходное положение. При необходимости действие повторяется. В левом повороте все происходит точно так же, но в обратную сторону.
Прием, несмотря на кажущуюся сложность и некритическую необходимость, значительно безопаснее, чем перехват руля с потерей касания даже на мгновение. Прекратить вращать руль на короткое время означает, что вы сменили усилия и вектора приложения силы. Это обязательно скажется на устойчивости автомобиля.