Система помощи при трогании на подъеме
Система помощи при трогании на подъеме HSA (HAC)
Современный автомобиль обычно имеет различные системы, облегчающими водителю управление машиной. Система помощи при трогании на подъеме HSA (Hill Start Assist) - одна из них, но установлена бывает отнюдь не на всех автомобилях. Её предназначение - помочь водителю начать движение на подъёме без скатывания назад и обойтись при этом без ручного тормоза. Суть её работы сводится к тому, что при её включении тормоз не отпускает колёса сразу, и водителю даётся лишняя пара секунд для того, чтобы он успел перенести ногу с педали тормоза на педаль газа. Разные автомобильные компании по-разному называют разработанную ими систему помощи при трогании на подъеме HSA (HAC), однако сути это не меняет. Мы же в данной статье рассмотрим как обойтись без системы помощи при трогании на подъеме, как это десятилетиями успешно выполняли автолюбители.
Остановка и начало движения на подъеме
Опасность. Начало движения (трогание) на подъеме сопряжено с большими трудностями, особенно для новичков.
На экзамене в автошколе ученику на площадке необходимо выполнить трогание на эстакаде. При этом допустимый откат автомобиля назад должен быть не более 20 см. И именно скатывание машины — основная опасность на подъеме.
Кроме того, в подобной ситуации водитель настолько сконцентрирован на своих действиях, что может не заметить попутное транспортное средство, которое объезжает стоящий слева автомобиль, и совершить дорожно-транспортное происшествие (ДТП), повернув руль влево в самом начале движения и не убедившись в том, что помехи отсутствуют.
Вдвойне сложный маневр — трогание на скользком подъеме. К трудностям с координацией действий добавляется опасность соскользнуть вниз по склону. Что бы ни случилось, в любой ситуации наши специалисты по выездной техпомощи на дорогах приедут и окажут необходимую помощь.
Типичные ошибки. Самое сложное для водителя на подъеме — согласовать все свои действия. Чаще всего ему не удается вовремя отпустить стояночный тормоз, и в результате автомобиль скатывается назад. Новичку также сложно выбрать оптимальные обороты. Слишком низких оборотов двигателю не хватает для того, чтобы преодолеть инерцию покоя автомобиля — и машина опять же скатывается вниз. Повышенные обороты приводят к тому, что в камеру сгорания попадает большое количество топлива — в итоге двигатель захлёбывается и глохнет. Из следующей главы можно будет узнать что делать когда машина застряла в грязи, или машины буксуют в грязи, на снегу, на льду, в траве.
Безопасно. Управляя автомобилем с механической коробкой передач, стоит запомнить, что алгоритм действий в случае остановки и начала движения на подъеме должен быть таким (исходное положение — автомобиль зафиксирован стояночным тормозом, двигатель заглушён, коробка передач установлена на нейтраль):
- заведите двигатель, дождитесь его устойчивой работы на холостом ходу;
- выжмите сцепление;
- включите первую передачу;
- нажмите педаль газа примерно на 20-30 % ее хода (в зависимости от крутизны подъема должна меняться и сила нажатия на акселератор);
- плавно начинайте отпускать педаль сцепления;
- непосредственно в момент трогания снимите автомобиль со стояночного тормоза, одновременно добавляя газ еще на 10-20%;
- после начала движения полностью отпустите педаль сцепления.
- В автомобиле с автоматической коробкой переключения передач (КПП) алгоритм трогания несколько проще (исходное положение — двигатель заглушён, селектор коробки передач установлен в положение Parking):
- нажмите педаль тормоза;
- заведите двигатель, дождитесь его устойчивой работы на холостом ходу;
- переведите селектор КПП в положение Drive;
- отпустите педаль тормоза (при этом автомобиль не должен скатываться назад либо он может скатиться незначительно) и сразу же плавно увеличьте тягу, нажав педаль газа. Желательно неоднократно практиковать алгоритм на закрытой площадке с использованием эстакады или на закрытом участке дороги. Только многократное повторение научит ваши руки и ноги действовать согласованно.
Начиная движение на скользком подъеме, заранее определите характер покрытия и прикиньте, сможет ли ваш автомобиль сразу поехать вверх без соскальзывания. Если на глаз это установить не удалось, попытайтесь тронуться указанными способами. Бывает, что машина вверх не едет, хуже того, буксует и скользит вниз. В таком случае плавно нажмите педаль тормоза, добейтесь полной остановки, заглушите двигатель и зафиксируйте автомобиль стояночным тормозом, не выключая первую передачу. Осторожно выйдите из машины, но будьте готовы в любой момент нажать на педаль тормоза, если автомобиль покатится назад. Для того чтобы облегчить старт при подъеме на льду, опытные водители советуют подкладывать под колеса еловый лапник, подсыпать песок из ближайшего кювета или мелкие камни с обочины. Можно небольшой лопаткой превратить лед или укатанный снег под колесами в мелкую снежную крошку или сделать насечки на поверхности, чтобы улучшить сцепление колес с дорогой. Если склон некрутой, а вы стоите недалеко от горизонтального участка дороги, попробуйте завести двигатель, включить заднюю передачу и съехать вниз задним ходом, а затем уже подниматься в гору, не останавливаясь на подъеме. А в одной из следующих глав можно будет узнать описание особенностей и приёмов движения в различных условиях.
Никогда не просите напарника подтолкнуть автомобиль вверх по склону! Это чревато серьезными травмами, особенно в том случае, если товарищ поскользнется и упадет под колеса скатывающегося автомобиля.
ПДД. Разумеется, начало движения на подъеме, как и любое трогание, должно выполняться строго в соответствии с ПДД. Так, п. 8.1 предписывает следующее: «Перед началом движения водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения».
И еще. Остановка и начало движения (трогание) на подъеме — один из самых сложных маневров для всех водителей. От ошибок не застрахован даже самый опытный автомобилист. Но мы надеемся, что с нашими советами вам удастся избежать неприятных последствий для себя, машины и других участников дорожного движения.
В начале движения на подъеме от водителя требуется координация всех действий. Необходимо точно дозировать тягу, вовремя отпустить стояночный тормоз, задержать педаль сцепления в точке трогания да еще следить за обстановкой на дороге, не забывая об общих требованиях к водителям в начале диижения.
Обязательно слушайте двигатель, поскольку выбор правильных оборотов коленчатого вала во многом определяет успех в выполнении маневра. Не заливайте мотор лишним топливом, но и не давайте ему заглохнуть на очень малых оборотах.