Правильная посадка водителя за рулем
Как театр начинается с вешалки, так уверенное проведение экстренного маневра во многом зависит от правильной посадки водителя за рулем, от того, насколько точно он чувствует свой автомобиль. Важную роль в этом играет наш вестибулярный аппарат, который точно подскажет момент перехода плавного перемещения автомобиля в скольжение. Поэтому если вы не уделяете достаточного внимания посадке за рулем, то в конечном итоге можете столкнуться с аварийной ситуацией.
Многие водители, устраиваясь за рулем, думают в первую очередь об удобстве. Вальяжная поза с заваленной назад спинкой, левый локоть на подлокотнике, один палец на руле — полная противоположность правильной посадки водителя за рулем, — в таком положении профессионал даже самого высокого класса не успеет отреагировать на критический занос, перенести руки на руль и приложить необходимые усилия на педали.
Другая неверная посадка — так называемая таксистская. Корпус тела подан вперед, рулевого колеса касаются не только кисти, но и предплечья, ноги сильно согнуты в коленях. В таком положении из-за сильной зажатости водитель не сможет вращать руль достаточно быстро и с необходимой амплитудой. А при аварии можно получить серьезные травмы.
В основном чувство автомобиля передается от сиденья. Неслучайно во многих спортивных машинах оно установлено максимально низко: так водитель находится ближе всего к центру тяжести машины. Таким образом, чем плотнее прижат корпус тела к спинке и подушке сиденья, тем лучше вы чувствуете все, что происходит с автомобилем, тем быстрее сможете отреагировать на развитие критической ситуации. Не отрывайте лопатки от спинки кресла, не лишайте себя информации о движении вашего автомобиля.
Правильная посадка водителя за рулем подразумевает правильный захват рулевого колеса, который крайне важен для точных движений, быстрого и сверхбыстрого руления. По сложившейся у автогонщиков традиции, представим руль как циферблат часов (число 12 вверху). По этой аналогии оптимальным хватом руля будет такой, при котором левая рука лежит в районе отметки 10, правая — в районе 2. Можно незначительно сместить руки вниз так, чтобы получилось где-то между 9-10 и 2-3 часами. Следите затем, чтобы кисти, предплечья, плечи были максимально расслаблены, а руки лежали на ободе руля свободно. Не сжимайте рулевое колесо!
Ни в коем случае не держите руки в нижнем секторе рулевого колеса. Во-первых, так неудобно управлять, а во-вторых, если быстро рулить, то руки скрещиваются и, следовательно, блокируют дальнейшие действия. Из следующей главы можно будет узнать техника руления автомобилем в поворотах и в экстремальных условиях, как предотвратить аварию с помощью опережающего руления.
Выполняя сложный маневр или прогнозируя неожиданную смену движений, положение рук необходимо поменять. Если водитель понимает, что через мгновение потребуется совершить поворот вправо, то правая рука смещается к отметке 4 часа, а левая занимает позицию 12 часов. Соответственно, при повороте влево все происходит зеркально: левая рука ложится на 8 часов, правая — на 12. При таком обхвате водитель тратит меньше времени, чтобы совершить маневр, поскольку руки находятся в оптимальном положении. Переключая передачи, снимайте правую руку с руля на короткое время. Но если переключаться нужно часто, то можете оставить одну руку на рычаге КПП, а вторую переместить в положение 12 часов. А в одной из следующих глав можно будет узнать как применить уступающее руление двумя руками и скоростное руление двумя руками чтобы избежать аварии.
Тому, как правильно расположить ноги, обычно учат на первых занятиях в автошколе. Левая нога должна быть практически выпрямленной и до упора выжимать педаль сцепления. Правая полусогнута в колене. Чтобы избежать излишнего перенапряжения мышц, вовремя поездки ставьте левую ногу на специальную подставку для отдыха. Она, как правило, есть во всех автомобилях. Пятку правой ноги располагайте под педалью тормоза, носок разверните на 30-40° вправо и касайтесь педали газа. В таком положении, если необходимо экстренное торможение, водителю не потребуется дополнительное время, чтобы перенести влево всю ногу, достаточно будет лишь повернуть носок, и стопа займет естественное вертикальное положение.
Обязательно пристегивайте ремень безопасности. Он убережет от серьезных травм в случае ДТП, особенно если автомобиль не оборудован подушками безопасности. А при наличии подушек ремень не даст сильно удариться лицом о нее. Правильно отрегулированные ремень и водительское кресло, как мы уже отмечали, — незаменимый поставщик информации обо всем, что происходит с автомобилем.
Не забудьте позаботиться о пассажирах: отрегулируйте подголовники всех сидений. Верно установленный подголовник обезопасит шейные позвонки при столкновении.
ПДД. К сожалению, в ПДД ничего не сказано о безопасной и правильной посадке водителя за рулем. Видимо, считается, что о ней должен рассказать инструктор в автошколе. Печально, но это происходит далеко не всегда. А вот про ремни безопасности упоминается в п. 2 «Общие обязанности водителей». Согласно п. 2.1.2, водитель обязан «при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями».