Контраварийное вождение

Основные приемы контраварийного вождения

Советы по безопасному вождению автомобиля, которые мы изложили в предыдущей главе, относятся к обычному режиму движения. Эти рекомендации — необходимая мера по обеспечению безопасности дорожного движения. Однако дорога полна неожиданностей. Далеко не все водители и пешеходы соблюдают ПДД, да и сама дорога иногда преподносит неприятные сюрпризы в виде неожиданных препятствий. Поэтому ежесекундно любой участник движения может столкнуться с исключительной ситуацией, в которой понадобятся экстренные действия. В этой главе мы опишем приемы, позволяющие спрогнозировать возможное развитие событий и предотвратить их плачевные последствия, - приёмы контраварийного вождения.

Приёмы контраварийного вождения разработаны профессиональными гонщиками

Большинство приемов контраварийного вождения пришли в повседневную водительскую практику из автоспорта, в частности из ралли. Это неудивительно, поскольку быстрое и безопасное движение возможно только при использовании всего потенциала автомобиля и водителя. Спортсменам на ралли, чтобы достичь высоких результатов, в течение всей гонки приходится управлять автомобилем на грани безопасности, искусственно создавать ситуации, близкие к критическим, и искать пути выхода из них. За многие годы автомобильных спортивных соревнований гонщики накопили огромный опыт вождения в нештатных ситуациях. Лучшие раллисты, кольцевики и тренеры написали не один десяток книг, открыты школы высшего водительского мастерства. Читать книги и посещать профессиональные водительские курсы необязательно всем водителям, но автолюбителям рекомендуется время от времени совершенствоваться. И несколько дней в 5-7 лет можно посвятить самообразованию, тем самым снизив риск серьезных аварий.

Сразу оговоримся: чтобы уверенно выполнять описанные приемы контраварийного вождения, необходимо иметь солидный водительский опыт, неоднократно повторять маневры и довести их до автоматизма. В критической ситуации раздумывать будет некогда, поскольку счет идет на секунды. Например, торможение двигателем для загрузки передних колес занимает от 0,4 до 0,8 с в зависимости от массы автомобиля и конструкции подвески. За эти мгновения водитель должен совершить еще несколько действий, чтобы вернуть машине утраченную устойчивость и управляемость. Из следующей главы можно будет узнать какие профессиональные навыки водителя позволят вам перестать бояться ездить за рулем.

Некоторые моменты в главе будут противоречить советам из предыдущей части. Здесь мы рассматриваем не плавное и размеренное движение, которое обеспечивает безопасное перемещение из пункта А в пункт Б, а описываем, как предотвратить серьезную аварию. Поэтому, реализуя задуманные экстренные приемы, иногда приходится прибегать к особым действиям, нарушающим привычные стереотипы, но способным спасти жизнь, здоровье водителя, пассажиров и пешеходов. А в одной из следующих глав можно будет узнать правильная посадка водителя за рулем при контраварийном вождении, позволяющая чувствовать автомобиль.