ТЕХПОМОЩЬ ВЫЕЗД МЕХАНИКА 7:00-23:00
8 (915) 045-51-51
эвакуация КРУГЛОСУТОЧНО

Аварийное маневрирование: скоростное и уступающее руление

Скоростное руление необходимо применять в основном тогда, когда требуется повернуть руль на большой угол (свыше 360°) за малый временной интервал. Уступающее руление — это сопровождение рулевого колеса при его самостабилизации; оно применяется на выходе из поворота.

Опасность. Недостаток в скорости руления может стать причиной аварии. Малый угол поворота колес порой не уведет машину от помехи, которая внезапно появилась в нескольких метрах от переднего бампера. При заносе водитель, не владеющий приемами скоростного руления, своевременно не погасит начавшееся колебание, которое может перерасти в критическую фазу. В итоге автомобиль развернется.

На выходе из поворота машина, благодаря кинематическим свойствам рулевого управления и подвески, самостоятельно стабилизируется, выравнивая передние колеса в нулевое положение. Зачастую водители используют этот эффект, не утруждая себя в конце поворота сопровождать руль руками. Это приводит к тому, что передние колеса проскакивают прямое положение, и возникает ритмическое колебание в противоположную сторону. Водитель не ожидает такого и не всегда готов отреагировать на поведение машины, что иногда приводит к ДТП.

Типичные ошибки. К сожалению, очень часто в автошколах уделяют мало внимания правильной технике руления. Особенности верного хвата рулевого колеса были рассмотрены выше. Теперь поговорим о действиях водителя, направленных на безопасное маневрирование.

Почти все автовладельцы с небольшим стажем вождения совершают характерную ошибку, поворачивая руль на большие углы: они перебирают руками на ободе рулевого колеса, несколькими последовательными рывками поворачивая его в нужную сторону. Это небезопасно и неэффективно, поскольку не дает нужной скорости, да и информативность (обратная связь от машины к водителю) также страдает. Что бы ни случилось, в любой ситуации наши специалисты по выездной техпомощи на дороге приедут и окажут необходимую помощь.

Еще один опасный момент может возникнуть, когда водитель, побоявшись потерять контроль над автомобилем и отпустить руль, доводит положение рук до скрещивания в нижнем секторе. При этом он практически не может изменить траекторию движения автомобиля, поскольку не хватает места для свободного перемещения рук. Из следующей главы можно будет узнать как управлять в сложных условиях и правильно обслуживать автомобиль.

Хват рулевого колеса изнутри также очень вреден, так как при быстром вращении пальцы упираются в спицы и не дают совершать дальнейшее движение по окружности. В этом случае существует опасность получить травму пальцев и кистей. А в одной из следующих глав можно будет узнать приёмы безопасности при торможении и разгоне на опасных участках дороги..

Безопасно. Как уже упоминалось, безопасный хват рулевого колеса — положение рук на 10 часов и на 2 часа. При повороте руля, например, вправо первое вращательное движение совершают обе руки, причем основную силу прикладывает правая, которая тянет руль вниз. Левая помогает до тех пор, пока не займет положение 2 часов. После этого правая рука отпускает руль, перехватывает его в верхнем секторе левее середины и движется дальше до положения 2 часов. Левая рука, которая в это время уже находится внизу, отпускает руль и перехватывает его в районе 10 часов. Таким образом, руль уже повернут на 270-300°, а руки заняли исходное положение. На подобное высокоскоростное действие у опытных водителей уходит 0,4-0,5 с.

Иногда приходится применять скоростное руление одной рукой. Это случается, когда необходимо одновременно поворачивать руль, переключать передачи и двигаться задним ходом. В такой момент водитель оборачивается назад через правое плечо. Естественно, что совершать руление приходится левой рукой. Маневр выполняется следующим образом. Рука занимает исходное положение — 12 часов, которое позволяет уверенно рулить в обе стороны. При правом повороте левая рука из исходного положения поворачивает колесо на 160-170°, затем через боковую сторону переворачивается таким образом, чтобы сохранять контакт с рулем в нижнем секторе тыльной стороной. Продолжая вращать руль, в районе 8 часов рука поворачивается обратно и нормальным хватом удерживает его, доводя вращение до 360° с возвратом в исходное положение. При необходимости действие повторяется. В левом повороте все происходит точно так же, но в обратную сторону.

Прием, несмотря на кажущуюся сложность и некритическую необходимость, значительно безопаснее, чем перехват руля с потерей касания даже на мгновение. Прекратить вращать руль на короткое время означает, что вы сменили усилия и вектора приложения силы. Это обязательно скажется на устойчивости автомобиля.

Когда машина возвращается на прямую после поворота, передние колеса самостоятельно встают ровно. Водители используют такой факт, отпуская на какое-то время руль и позволяя ему вращаться свободно. Грубейшая ошибка! Во-первых, это означает, что автовладелец на какое-то время теряет связь с автомобилем через руки и лишается огромной доли информации об его поведении. Во-вторых, колеса часто проскакивают положение прямо, особенно на скользкой дороге, что уводит машину в ритмичный занос. Поэтому ни в коем случае не отпускайте полностью руль после того, как завершили поворот. Постоянно придерживайте его одной или двумя руками, силой хвата регулируя скорость обратного вращения.

Яндекс.Метрика